Заменители мяса и молока: что думают потребители
Последние годы часто стали говорить о том, что животноводство наносит большой вред окружающей среде. Как следствие, появилось много различных исследований и стартапов по замене животного мяса и молочных продуктов их растительными аналогами. Ажиотаж вокруг альтернативных продуктов добавили и приверженцы ЗОЖ, пропагандируя сокращение, а зачастую полный отказ от животноводческих продуктов. Отсюда широкую популярность стали приобретать заменители молока на растительной основе и мясо, произведенное на базе ферментированных растительных компонентов.
И если к молоку у потребителей вопросов не так много – вкус овсяного, миндального, соевого и кокосового молока нравится многим, то заменители мяса, птицы и рыбы, созданные с помощью различных технологий, часто вызывают настороженность. На сегодняшний день цены на мясо и рыбу постоянно растут, и, казалось бы, организация производств альтернативных видов мяса в состоянии удовлетворить потребности населения, сделав их более доступными. Но все же покупатели не спешат полностью переходить на растительные заменители, а продавцы пока не торопятся снижать цены на альтернативные продукты.
Тут скорее палка о двух концах: с одной стороны, некоторых покупателей отпугивает дороговизна альтернативных заменителей. Но с другой, как ни странно, – неготовность потребителей покупать инновационные продукты, если они будут дешевле животных аналогов. Покупатели понимают, что эти виды продуктов находятся только в начале пути по внедрению на рынок и, вероятно, у многих может возникнуть опасение по поводу качества “дешевых” продуктов. Стереотипы, сложившиеся годами, говорят о том, что с дешевым продуктом что-то не так, иначе зачем его продавать так дешево. Низкая цена означает, что от товара хотят побыстрее избавиться. А еще дешевый продукт – это нездоровый, экологически небезопасный и/или подвергнут глубокой степени переработки. Поэтому многие готовы платить больше за то, чтобы быть уверенными в том, что они употребляют качественную еду.
В какой-то мере все эти доводы подтвердил опрос более, чем 7800 человек из девяти европейских стран, в котором респонденты признали, что цена на альтернативные продукты имеет значение и они не готовы покупать более дешевые заменители животной пищи.
Во всем мире производители альтернативных мяса, молока, йогуртов и т.д. стараются сделать свои продукты как можно более доступными для потребителей всех социальных слоев, поэтому результаты опроса для них оказались удивительными.
Но цена была далеко не единственным препятствием на пути внедрения продуктовой альтернативы на потребительский рынок.
Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор продуктов питания, согласно опросу, является текстура продуктов. Затем опрашиваемые называли пользу этих продуктов и, в порядке частоты упоминания, доступность, удобство и привычность. Этические и экологические причины упоминались куда реже.
Неготовность употреблять альтернативные источники белка среди опрошенных также были связаны с тем, что многие не хотят менять свои привычки, кому-то кажется, что растительным мясом невозможно насытиться настолько же, насколько натуральным, многие просто посчитали растительные заменители неудобными и “недостаточно вкусными”.
Исследователи предполагают, что для более успешного внедрения пищи на растительной основе необходима совокупность обучения потребителей, то есть получение ими знаний о продуктах, их производстве и свойствах, исследований и разработки продуктов с более привычными для восприятия людей вкусом и текстурой.
В России, как сообщает РГ, потребитель больше доверяет растительным заменителям молочной продукции. Но в отношении мяса предпочтение больше отдается традиционному животному. И несмотря на то, что последнее время пропаганда сокращения потребления красного мяса проводится довольно активно, спрос на животноводческую мясную продукцию в 2024 году только возрос.