Само по себе лечение расстройств пищевого поведения получило активное развитие в последние несколько десятилетий. Ранние методы лечения РПП часто были сосредоточены на восстановлении веса и изменении поведения, при этом мало внимания уделялось устранению основных психологических факторов, способствующих возникновению подобных расстройств. Однако по мере того как к нам приходило понимание причин появления расстройств пищевого поведения, изменялся и подход к лечению. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) стала ведущим научно обоснованным методом лечения в этой области, сосредоточенным на борьбе с негативными мыслями и поведением, связанными с едой и образом тела. Сегодня в качестве альтернативного подхода к оказанию помощи людям с РПП изучается технология виртуальной реальности.
Ключевым моментом в использовании этого метода стала реализация потенциала технологий виртуальной реальности в создании реалистичной и захватывающей среды для экспозиционной терапии (техники, используемой для лечения тревожных расстройств, фобий, ПТСР и др.). При традиционном лечении РПП некоторые люди могут испытывать трудности или не видеть значительных улучшений своего состояния. Используя технологию ВР, врачи могут моделировать реальные ситуации, вызывающие тревогу или страх у людей с расстройствами пищевого поведения, что позволяет в безопасной и контролируемой обстановке постепенно справляться со своими проблемами, уменьшая беспокойство и дискомфорт. Специалисты могут адаптировать экспозиционную терапию, делая лечение более персонализированным в соответствии с конкретными потребностями каждого человека.
Это побудило исследователей и врачей более глубоко изучать альтернативные подходы, такие как технология ВР.
В развитие выявления и лечения расстройств пищевого поведения с помощью виртуальной реальности свой вклад внесли несколько известных в этой области деятелей.
Доктор Альберт Риццо, ведущий психолог и исследователь Университета Южной Калифорнии, является одним из пионеров в области лечения РПП с помощью виртуальной реальности. Он провел обширное исследование использования виртуальной реальности для терапии ПТСР, фобий и других тревожных расстройств. Его работа проложила путь к использованию этой технологии для лечения расстройств пищевого поведения.
Доктор Сара Адлер, доцент кафедры психиатрии и поведенческих наук, психиатр (США), также внесла большой вклад в это новое направление лечения различных расстройств. Ее исследования показали эффективность воздействия ВР на снижение тревоги и страха у людей с упомянутыми расстройствами.
Доктор Андреа Битц, клинический психолог и ученый, которая является активным сторонником использования новых современных технологий в клинической практике. Она провела несколько исследований по использованию виртуальной реальности в условиях психического здоровья. Исследования доктора Битц указывают на потенциальные преимущества использования ВР в экспозиционной терапии.
Результатом целого ряда исследований стали улучшение состояния, повышение уверенности в том, что можно справиться со страхами и тревогой, связанной с едой, фактическое снижение уровня страхов и тревоги.
В ходе исследований люди с реальным опытом расстройств пищевого поведения в основном чувствовали себя комфортно: «Мне очень нравится идея того, что это происходит только с моей точки зрения, так что я вижу только свои ноги и руки». Но были и беспокойства, вызванные непониманием и чувством, что эта технология может усилить самокритику и создать некий риск: «Возможно, я увижу в ВР что-то, чего никогда не видел в реальной жизни, и это сделает меня еще хуже… вы можете подумать: “ух ты, я действительно выгляжу ужасно в этом наряде или голым…” или что-то в этом роде».
Тем не менее, в целом технология виртуальной реальности была оценена как перспективное направление для дальнейшего изучения и внедрения в практику для помощи людям с РПП для борьбы со страхами и тревожными состояниями, связанными с едой и образом тела.
Еще одним плюсом использования ВР для лечения расстройств является доступность. Сейчас многие технологии становятся более доступными и простыми в использовании, что делает их привлекательными для широкого круга пациентов. ВР-терапия может быть адаптирована под конкретные цели и конкретного пациента, обеспечивая персонализированный подход, что может улучшить результаты лечения. Кроме того, виртуальная терапия может снизить страхи, связанные с традиционными методами лечения психических заболеваний.
Правда в использовании ВР есть ряд недостатков, одним из которых является необходимость в специализированном оборудовании и обучении специалистов использованию этой технологии. Не все лечебные центры могут позволить себе установку оборудования, что несколько ограничит доступность этого метода лечения.
Еще одним потенциально негативным аспектом является вопрос этики использования виртуальных сред для моделирования триггерных ситуаций для отдельных лиц с РПП. Некоторые критики утверждают, что пребывание в виртуальной среде может причинить большее беспокойство, поэтому специалисты, использующие этот метод, должны быть предельно осторожны при разработке виртуальной среды для пациента, чтобы создать действительно безопасную и благоприятную атмосферу для терапии.
Также многие врачи, занимающиеся проблемой расстройств пищевого поведения, настроены довольно консервативно, не желая использовать новые методы лечения.
Будущее работ по внедрению виртуальных технологий для лечения расстройств пищевого поведения выглядит очень многообещающим. Целый ряд клинических испытаний и пилотных исследований продемонстрировали большой потенциал использования виртуальной реальности в уменьшении тревоги, связанной с едой и восприятием себя. Ученые планируют проводить еще более длительные исследования в этом направлении, которые могут помочь более эффективно использовать виртуальную реальность в лечении целого ряда расстройств.