Пищевая промышленность, движимая потребительскими предпочтениями, вступает в эпоху активного развития. В этой статье мы собрали наиболее обсуждаемые в этом году тренды, которые могут повлиять на тенденции развития пищевой промышленности в 2025 году и помочь потребителям сделать лучший и более здоровый выбор.
1. Альтернативные белки
Вопрос сохранения здоровья становится главной темой, поднимаемой на разных уровнях во многих странах. Рекомендации ВОЗ по ограничению употребления красного мяса, и одновременно, рекомендации по потреблению достаточного количества белковой пищи открывают дорогу новым перспективным направлениям по разработке альтернативных источников белка. Растительные белки, мясо, выращенное в лабораторных условиях, съедобные насекомые и микопротеины становятся вполне реальными заменами традиционных продуктов животного происхождения. Эти альтернативы не только снижают воздействие на окружающую среду, но и обладают высокой пищевой ценностью. Достижения в области 3D-печати и молекулярной биологии нередко ускоряют разработку новых решений. Например, голландская компания The Protein Brewery создала белок на основе грибов, богатый незаменимыми аминокислотами, предлагающий вкусную, похожую на мясо альтернативу. В России представлен большой выбор альтернативной молочной продукции, но, как мы писали ранее, заменители мяса пока не набрали достаточную популярность у российского потребителя. Тем не менее, многие компании используют растительный белок, например, на основе сои, для производства продуктов питания.
2. Обогащенные продукты
Потребители, заботящиеся о своем здоровье, все чаще ищут продукты, которые не только вкусны, но и поддерживают здоровье. Обогащенные продукты становятся более популярны и составляют основу в рационе многих людей по всему миру. К ним относятся функциональные продукты, различные продукты, которые помогают контролировать такие состояния, как диабет, целиакия, и улучшают здоровье кишечника.
3. Сокращение пищевых отходов
Поскольку пищевые отходы продолжают оставаться глобальной проблемой, сокращение отходов становится ключевым приоритетом. На сегодняшний день примерно треть всех производимых продуктов питания выбрасываются. Новые технологии, включая отслеживание этой проблемы на основе искусственного интеллекта и переработку пищевых отходов, помогают отрасли их минимизировать. Экологичные, биоразлагаемые, съедобные и “умные” упаковки, продлевающие срок годности продуктов также способствуют сокращению отходов.
В качестве еще одного примера контроля за пищевыми отходами можно привести недавнее решение руководства Турции в сфере туризма – ограничение системы обслуживания “все включено” на курортах страны. Новостные порталы Турции со ссылкой на исследования, проведенные Министерством сельского и лесного хозяйства страны, сообщают о том, что ежегодно только в Турции выбрасывается около 18 млн тонн пищевых отходов. В рамках борьбы за сокращение пищевых отходов Министерство в 2020 году запустили проект «Защити свою еду – защити свой стол» (ориг. “Gıdanı Koru-Sofrana Sahip Çık”) при поддержке Продовольственной организации ООН и Сельскохозяйственной организации (ФАО), предполагающий сокращение и управление продовольственными потерями.
4. Цифровизация управления в сфере продуктов питания
Цифровые решения в сфере покупок продуктов, вызванные пандемией COVID-19, только набирают обороты. Онлайн-магазины предлагают удобный способ выбора и доставки продуктов. Доставка готовой еды из ресторанов и кафе также продемонстрировала свой рост, удовлетворяя новые потребности населения в период пандемии.
Хорошо показала себя цифровизация обслуживания в ресторанах и кафе. Электронные меню, автоматизированные системы заказов и варианты безналичной оплаты оптимизируют процесс питания. Чат-боты и помощники на базе искусственного интеллекта также используются для управления заказами и предоставления персонализированных рекомендаций.
5. Прозрачность и безопасность
Прозрачность в пищевой промышленности становится необходимой, поскольку потребители хотят знать больше о том, откуда поступает их еда, как она обрабатывается и из чего состоит. Российская система цифровой маркировки “Честный знак”, включающая маркировку пока что некоторых продуктов питания, проходящая еще только тестирование в реальных условиях, позволяет потребителям получить всю информацию о производителях, составе и сроке годности товара. Данная система помогает, в том числе, защитить потребителя от контрафактной продукции. Это может обеспечить лучшую безопасность и контроль качества продуктов питания, позволяя потребителям делать более осознанный выбор. По информации “Честного знака”, благодаря введению маркировки в 3 раза снизилось количество просроченной молочной продукции и количество фальсификата до 0,2% . Каждый потребитель может скачать приложение на телефон и проверить продукцию, перед покупкой.
Маркировке подлежат:
- пиво и слабоалкогольные напитки
- молочная продукция
- упакованная вода
- морепродукты (икра осетровых и лососевых пород рыб)
- растительные масла
- консервированные продукты
- безалкогольные напитки
- безалкогольное пиво
С 1 марта 2025 года подлежат маркировке отдельные виды бакалейной продукции.
6. Робототехника
Робототехника производит революцию в пищевой промышленности, от производственных линий до ресторанов. Роботизированные повара, роботы для обработки пищевых продуктов становятся неотъемлемой частью повышения эффективности, безопасности и последовательности в производстве продуктов питания. Автоматизация сельского хозяйства может повысить производительность фермеров и лучше сохранять урожай.
7. 3D-печать еды
3D-печать продуктов питания еще совсем недавно была чем-то из области фантастики. Сегодня она производит фурор, предлагая точные, настраиваемые решения в области продуктов питания. Эта технология особенно перспективна для создания альтернативных белков, персонализированного питания и сокращения пищевых отходов. 3D-принтеры — это машины, которые используют сложное программное обеспечение для создания трехмерных объектов на основе цифровых моделей. Как и обычные принтеры, они используют картриджи. Только вместо красок в них используются пищевые ингредиенты: гели, пасты, жидкости и порошки. С помощью 3D-печати можно создавать мясо на растительной основе, которое воспроизводит вкус и текстуру настоящего мяса, обогащать продукты питания полезными веществами, предлагая потребителям здоровые альтернативы.
По мере развития пищевой промышленности эти тенденции вполне могут определять будущее производства, распределения и потребления продуктов питания. Компании, которые примут эти инновации, не только удовлетворят меняющиеся требования потребителей, но и внесут вклад в более стабильную и эффективную продовольственную систему. Будь то альтернативные белки или робототехника, будущее продуктов питания в 2025 году обещает быть захватывающим.